В современном языковом образовании произошла смена от знаниецентрического подхода к культуросообразному, в котором основной целью становится речевое развитие учащихся; при этом развитие речи – и цель, и средство обучения. Основные профессии в обществе всегда были «речевыми», по типу «человек – человек»; деятельность их представителей требует взаимодействия с людьми, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека.Достаточно много профессий, предметом которых является другой человек. Но есть две, имеющие особый статус: педагог и священник. Главное их отличие от остальных «речевых» профессий – они и управляющие, и преобразующие. Педагогу, как и священнику, доверяется самое ценное – личность человеческая, ее становление и преобразование. «Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира». – Сластенин. Обучение любому предмету формирует нравственные качества учащегося, но без сомнения предметы «Русский язык», «Литература» (или современная «Словесность») несут особую этико – эстетическую нагрузку: приобщение к культуре через лучшие художественные произведения, обращение к вопросам нравственности при анализе текста произведения и многое другое. |